Спектакль Валерия Фокина по мотивам романа Ярослава Гашека «Похождение бравого солдата Швейка во время мировой войны».
Литературной основой спектакля Валерия Фокина стала оригинальная пьеса современного драматурга Татьяны Рахмановой, cозданная по мотивам всемирно известного сатирического романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Появившийся в самом начале 20-х годов XX века роман дал миру одного из самых известных народных героев — Швейка, маленького человека, пытающегося выжить в круговороте событий Первой мировой. Спектакль В. Фокина — современное переосмысление этой истории вековой давности. Кто он — Швейк XXI-го века? Невольный участник многих войн, втянутый в противостояния всех со всеми, по-прежнему пытающийся уцелеть и сохранить здравый смысл в абсурдной действительности — сегодня, не теряя своей гротескной простоты и наивности, он становится настоящим героем нашего времени. «Швейк. Возвращение» — спектакль, в котором поднимаются очень важные для всех нас вопросы — о мире и войне, о взаимоотношениях человека и государства, о личной ответственности каждого за происходящее в мире. Театр и сегодня готов говорить о войне в карикатурной традиции, созданной Ярославом Гашеком, но вместе с тем жестко и бескомпромиссно. «Швейк. Возвращение» — это уже не такая смешная история. ««Швейк. Возвращение» — спектакль-прививка, спектакль-противоядие в пору, когда на площадях снова звучат военные марши. Когда в СМИ вернулась риторика о воинской доблести и солдатской чести. Когда мальчики снова начинают мечтать о том, как придут в медалях на дискотеку» — так написала об этой работе театральный критик Ольга Егошина.
«Просто ставить традиционного Швейка, по-моему, скучно. Мне было важно, чтобы главный герой мог снимать маску традиционного образа дурашливого шута, балагура и в какие-то моменты обнажаться, обнаруживать себя серьезного и все понимающего. Чтобы он был как бы провокатором, человеком, пришедшим через сто лет и увидевшим, что в плане абсурда, ужаса войны, в мире мало что поменялось. Швейк сегодня для меня интересен не комедийной частью. Это трагическое произведение», — Валерий Фокин.