7 идей от исследователей поп-культуры

08.04.2022
Что такое массовая культура? Может ли сериал или музыкальный хит стать образцом высокого искусства спустя годы? Актуально ли в современном мире деление культуры на массовую и элитарную? Всегда ли массовое становится синонимом низкого качества? На эти вопросы ответили эксперты Открытого лектория «Культура 2.0», а мы собрали самые важные идеи в одном материале.


7 идей о поп-культуре:

1. «Массовая культура — это мир вокруг нас, наши отношения, наши привычки, наши действия. Это то, то мы едим, носим, как мы путешествуем. Это наши здания, наши дороги, спорт, политика, религия, медицина. Это наши убеждения и действия, и то, что формирует и контролирует их. Культура для нас как вода для рыбы, это среда, где мы живем».

— Рэй Б. Браун, автор книги «Популярная культура — мир вокруг нас»

 

2. «Массовая культура — это то, что мы разделяем со всеми. Кем бы мы ни были, нам всегда найдется, о чем поговорить. Массовая культура объединяет людей, и она не ограничена одним социальным классом».

Кэти Мерлок Джексон, профессор коммуникации в Уэслианском университете Вирджинии (США)


3. «Культурный продукт сегодня
является продуктом потребления. В чем особенность современного потребления? Мы потребляем тот или иной продукт не для удовлетворения потребностей, а для самоописания. Создается парадоксальная ситуация, когда человек потребляет для того, чтобы описать себя, а производители продукции де-факто производят его самого (человека)».

Всеволод Лисовский, режиссер, сценарист, комиссар Центра театральных исследований «Трансформатор»


4. «Теперь массовая культура
обладает такими большими возможностями для того, чтобы создавать продукты разного порядка, что возникает вопрос: какая из этих культур, высокая или массовая, сейчас более сложная. Какая из них дает нам больший потенциал для осмысления и взаимодействия с ней?».

Людмила Запорожцева, профессор НИУ ВШЭ (Украина)


5. «Элитарная культура может
быть и очень нишевой, андеграундной. Поэтому я не говорю о ее высоте, я говорю о ее естественности. В ней есть энергия, огромный заряд, жизненная энергия познания мира, есть созидательная, креативная сила. Когда художник может одним своим произведением перевернуть этот мир, заставить нас посмотреть на жизнь иначе, одним фильмом, одной своей картиной, треком или альбомом стать иконой поколения, перевернуть сознание».

Арсений Гончуков, режиссер, сценарист, писатель


6. «Не у каждого человека сегодня есть роскошь
медленного восприятия текстов. Эта тенденция достаточно давно начала складываться — мир ускоряется, человеческая жизнь ускоряется, и у большинства людей просто нет времени на медленное восприятие, вдумчивое осмысление, того, что они увидели. Мне абсолютно жаль, что у высокого искусства очень небольшая аудитория».

— Людмила Запорожцева, профессор НИУ ВШЭ (Украина)


7. «Популярная культура
растворяет границы между элитой и массами…. Люди сейчас сами могу выбирать, идентифицировать себя с определенным видом искусства, и сами определять, что считать элитарным. Возможно, элитарность скоро будет определяться поддержкой широких масс, популярностью».

Малкольм Гарретт, графический дизайнер, креативный директор Inages&Co (Великобритания)

Дискуссию «Массовая культура: китч или благо?» можно посмотреть в записи. Организатор Открытого лектория «Культура 2.0» 11-13 ноября 2021 года — Российский фонд культуры.